НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО: ОШИБОЧКА ВЫШЛА…

Под конец осени в Кинель-Черкассы хлынул поток налоговых уведомлений — пришло время платить налоги государству. Общее количество квитанций превысило 16 тысяч штук. И тут многие сельчане обнаружили в платежных требованиях недостоверные сведения. Пришлось идти разбираться в налоговую инспекцию, в местные отделы Росреестра, Кадастровой палаты, ГИБДД.

Ошибки в квитанциях выявляются стандартные. У одних неверно начислен налог на имущество, у других — транспортный или земельный. Правда, подобные факты встречаются довольно редко. Гораздо больше нестыковок происходит с самим имуществом. Вот человек продал год-два назад гараж или земельный участок, или машину, а этой осенью вдруг получил уведомление об уплате налога на имущество, которым уже давно не владеет. Почему так происходит?

За ответом мы отправились в межмуниципальный отдел Росреестра по городу Отрадному и Кинель-Черкасскому району, где регистрируются все сделки с недвижимым имуществом. Руководитель подразделения Алексей Васильевич СУПИЧЕНКО пояснил, что действительно, недостоверные сведения в налоговых уведомлениях имеют место быть. Однако, чаще всего начисления произведены обоснованно и претензии граждан связаны с непониманием сложившейся ситуации, поэтому некоторые моменты необходимо прояснить. В период рассылки уведомлений на личный прием в Росреестр приходили ежедневно по 3-4 человека по имущественным вопросам, а в налоговую инспекцию по пр. 50 лет Октября,10 – в разы больше.

Ошибки в налоговых уведомлениях возникают по объективным и субъективным причинам. Межмуниципальный отдел Росреестра самостоятельно не занимается передачей сведений об имуществе в налоговую инспекцию. Базы данных о собственности граждан находятся в Управлении Росреестра и Кадастровой палате в г. Самаре, именно оттуда вся информация выгружается в электронном виде в Управление ФНС и распределяется налоговикам по всем городам и районам области. Оборот недвижимости растет из года в год, объемы передаваемых данных колоссальны. Ежегодно областное Управление Росреестра передает в УФНС около 1 млн сведений о зарегистрированных правах. Поэтому от «ручной» обработки и передачи данных пришлось отказаться еще в начале двухтысячных годов.

Необходимо отметить, что как в процессе передачи данных Управлением Росреестра, так и в стадии их приема налоговой информация о зарегистрированных правах проходит машинный контроль. Некоторые объекты недвижимости такой контроль не проходят по техническим причинам, а значит, не могут быть учтены налоговой службой при начислении налога. Об объектах, не прошедших машинный контроль, налоговая служба может запросить данные в порядке межведомственного взаимодействия.

Кроме того, по словам А.В.Супиченко, в работе Росреестра есть такое понятие, как дубли объектов недвижимости. Дело в том, что в 1990-е годы земельные участки вносились в базу данных по рукописным документам, в которых не указывались точные адреса. Например, такой-то земельный участок находится в селе Кинель-Черкассы, в районе улицы Татаринцева или Механизаторов, то есть место расположения указано весьма приблизительно. Впоследствии владельцы участков не раз менялись, кто-то из них оформил точный почтовый адрес объекта, а спустя какое-то время выясняется, что по тому же адресу «находятся» два земельных участка. В такой путанице электронная техника разобраться не может, поэтому при передаче сведений компьютер идет по пути наименьшего сопротивления и автоматически выгружает из своей базы сведения на оба объекта — дубля. В итоге налоговая квитанция снова может прийти и к прежнему и к новому владельцу недвижимости.

То же самое нередко случается при совпадении фамилии, имени и отчества, даты и года рождения собственников имущества, при «просроченном» личном паспорте владельцев и других документальных нестыковках.

А вот с квартирами такого не происходит, потому что они имеют точные адреса и номера. Впрочем, и здесь встречаются казусы: порой собственники жилья не получают налоговых квитанций, потому что их квартиры каким-то непонятным образом исчезли из базы данных. Выяснив причину, люди повторно идут к налоговикам, показывают копии документов на «неучтенное» имущество. Волноваться здесь особо не стоит: если в текущем налоговом периоде объекты не были учтены в налоговом органе, то в следующем году они обязательно войдут в базу данных. И если по каким-либо причинам налог не начислен налоговой инспекцией, то в будущем периоде пени, штрафы или новые ставки применены не будут. А вот если налог был начислен, но не уплачен умышленно, то пени и штрафов не избежать.

Что касается транспорта, то регистрацией автомобилей, мотоциклов, прицепов и другой техники занимается ГИБДД. А поскольку компьютерные программы учета недвижимого и движимого имущества похожи, то по линии ГИБДД возникает та же путаница, те же самые проблемы. Людям приходят квитанции за давно проданную машину либо за автомобиль, которым они никогда не владели. Порой в платежке неправильно рассчитан транспортный налог, когда за простой «жигуленок» предъявляется счет, как за мощный импортный внедорожник.

Помимо описанных случаев, есть и другие причины появления «ошибок» в налоговых квитанциях, которые ошибками вовсе не являются. Как рассказал А.В.Супиченко, сегодня нередко договоры купли-продажи недвижимого имущества заключаются в нотариальной форме. Однако если новый владелец не зарегистрирует приобретенный объект на себя, то налоговое уведомление придет опять-таки к прежнему хозяину. Здесь надо обратить внимание на то, что при нотариальном оформлении сделки подать заявление о регистрации имущества может любая из сторон договора: как покупатель объекта, так и сам продавец, который в этом не менее заинтересован.

Еще одной причиной таких налоговых «ошибок» является непоследовательность действий собственников. К примеру, один человек выдал другому письменную доверенность на право продать какое-то свое имущество и на том успокоился: мол, теперь у него ничего нет, и он свободен от налогов. Однако потом оказывается, что сделка не состоялась, а продавец-посредник не удосужился известить об этом владельца, и тому по осени снова пришла налоговая квитанция.

В Отрадном этот вопрос не столь актуален, а в сельской местности он возникает гораздо чаще, поскольку собственники земельных паёв, как правило, выдают доверенности на право распоряжаться землей. При этом люди забывают об одном важном обстоятельстве: до тех пор, пока переход права собственности по сделке не будет зарегистрирован в Росреестре, то платить налог за землю, гаражи и прочее имущество обязаны их прежние хозяева.

Много сложностей возникает и с брошенными дачами. Люди давно перестали пользоваться участками, полагая, что фактическое прекращение использования земли снимает с них налоговые обязательства. Однако земельный налог приходится платить, поскольку дачи зарегистрированы в Росреестре. В таком случае, чтобы сэкономить, надо просто подать в МФЦ заявление об отказе от права собственности на участок.

Таким образом, зачастую так называемые «ошибки» являются всего лишь непониманием собственников моментов возникновения и прекращения права собственности и, соответственно, начисления налогов.

— Возникновение же ошибок, действительно имеющих место, – это проблема не владельцев, а государственных органов, и мы стремимся их оперативно устранять, — говорит А.В.Супиченко. – Удаляем выявленные дубли объектов, готовим информацию по запросам налоговых органов. На областном уровне систематически анализируются причины, по которым информация об отдельных объектах не выгружена в налоговую инспекцию, совершенствуется технический контроль передачи данных. Тем не менее с уверенностью можно сказать, что более 99% всех данных, переданных в налоговые органы достоверны и актуальны. Оставшиеся «шероховатости» являются исключительными, индивидуальными случаями и дорабатываются в текущем режиме в том числе с помощью обращений граждан.

Управление Росреестра по Самарской области обращает внимание, что в случаях, если недвижимость вам действительно не принадлежит, а налог на данное имущество начислен, за разъяснениями необходимо обращаться в налоговый орган. В соответствии с федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» налоговая самостоятельно запросит информацию в Управлении Росреестра, и вопрос будет решен без вашего участия. «Кроме того, проблема должна решиться быстро, поскольку в порядке межведомственного взаимодействия Управление Росреестра представляет данные о зарегистрированной недвижимости всего за три рабочих дня, — говорит А.В. Супиченко – В 2017 году органами Росреестра в Самарской области в порядке межведомственного взаимодействия было подготовлено и направлено в налоговую службу более 8000 ответов на запросы о правах на объекты недвижимости. На основании полученной информации налоговые инспекторы вручную приводят сведения в соответствие». Эффективность передачи данных рассматривается также на совместных рабочих совещаниях ведомств. Порядок действий гражданина определен однозначно: владельцу достаточно написать заявление в налоговую инспекцию, а дальше инспекторы будут устранять недоразумение. Конечно, можно обратиться и в Росреестр через многофункциональные центры, но выдача информации о наличии либо отсутствии имущества является платной услугой, а устранять подобные недоразумения за свой счёт гражданин не обязан. Как правило, налоговые инспекторы решают вопрос в течение одного месяца.